В рамках исполнения возложенной на ФГБУ «ГосНИИЭНП» функции по научно-методической поддержке федерального проекта «Чистый воздух» и эксперимента по квотированию выбросов (протокол совещания в Росприроднадзоре от 03.02.2021 № РН-5-пр) Институт проводит вычисления приземных концентраций загрязняющих веществ в атмосфере, допустимых вкладов в концентрации и квот выбросов на основе сводных расчетов загрязнения атмосферы.
Для работы со сводными расчетами Институт располагает полным набором необходимых программных продуктов – программным комплексом УПРЗА «Эколог-город» версии 4.60, реализующим математическую модель рассеивания вредных примесей в атмосфере на основе Методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе (МРР-2017) и расчетным модулем «Эколог-квоты» для вычисления значений допустимых вкладов в концентрации приоритетных загрязняющих веществ в контрольных точках.
Работа Инситута в УПРЗА «Эколог-город».
Включение в расчет метеопараментов.
Работа Инситута в УПРЗА «Эколог-город».
Включение в расчет параметров источников выбросов.
Работа Инситута в УПРЗА «Эколог-город».
Формирование отчета с результатами расчетов приземных концентраций в контрольных точках
Работа Инситута в УПРЗА «Эколог-город».
Моделировапние и графическое отображение полей приземных концентрацийв виде изолиний загрязнения атмосферы
Работа с программными продуктами ведется в тесном взаимодействии с фирмой-разработчиком «Интеграл». Так, во взаимодействии с фирмой «Интеграл» проведено детальное пошаговое тестирование расчетного модуля «Эколог-квоты», уточнены требования к интерфейсу программы и формату автоматически формируемой отчетности. По результатам совместной работы определен порядок расчета с учетом одновременного наличия на территории контрольных точек с суммарным допустимым вкладом 1 ПДК и 0,8 ПДК, определен порядок включения в расчет параметров функционирования источников выбросов с учетом летнего и зимнего режимов работы объектов энергетики, транспорта.
Для проведения экспериментальных расчетов и взаимодействия с профильным Управлением центрального аппарата в структуре Института сформирована расчетно-аналитическая группа в составе 5-х научных сотрудников с профильным природоохранным образованием и навыками работы с вышеуказанным программным обеспечением. Все сотрудники прошли дополнительное обучение по работе с программными продуктами. Рабочие места сотрудников расчетной группы укомплектованы официальными релизами программных продуктов с авторскими физическими ключами защиты, обновленные версии программных продуктов инсталлируются и незамедлительно вводятся в работу Института непосредственно по факту их выпуска фирмой-разработчиком.
Расчетно-аналитическая группа находится в непосредственном подчинении директора Института.
Одной из основных задач сводных расчетов является оценка экологического эффекта от проводимых и запланированных воздухоохранных мероприятий при различных сценариях функционирования источников выбросов. Данная задача, прежде всего, актуальна при внесении изменений в комплексные планы и обоснования выделения финансирования в рамках ФПЧВ.
На сегодняшний день Институтом реализована технология оценки экологического эффекта посредством расчетного моделирования приземных концентраций в контрольных точках в до и после проведения воздухоохранных мероприятий. В рамках данной работы Институтом решаются следующие расчетно-аналитические задачи:
- анализ исходных данных предприятия в части параметров функционирования стационарных организованных и неорганизованных источников выбросов по объектам негативного воздействия;
- анализ информационных материалов по текущим и перспективным технологическим процессам в части их негативного воздействия на атмосферный воздух и запланированных воздухоохранных мероприятий по модернизации и реконструкции производственных мощностей;
- анализ представленных действующих проектных, инвентаризационных и нормативно-разрешительных документов в области охраны атмосферного воздуха;
- проводятся автоматизированные компьютерные расчеты приземных концентраций в контрольных точках городов, определенных в официальных заключениях по результатам сводных расчетов при различных сценариях функционирования объектов НВОС – на текущее состояние и на перспективу с учетом запланированных и реализуемых воздухоохранных мероприятий;
- выполняются построения посредством изолиний концентраций, оцифрованных в единицах концентрации (мг/м3) и в долах ПДК план-схемы полей приземных концентраций в приземном слое атмосферы по перечню приоритетных загрязняющих веществ;
- проводится автоматизированная компьютерная оценка допустимых вкладов в концентрации в контрольных точках от исследуемых объектов по перечню приоритетных загрязняющих веществ с включением в расчет всех предусмотренных сводными томами источников загрязнения атмосферы;
- проводится автоматизированная компьютерная оценка квот выбросов.
- формируется вывод об изменении уровня загрязнения атмосферы в контрольных точках по результатам проведения воздухоохранных мероприятий с заключением об эффективности либо неэффективности заявленных мероприятий;
- формируется вывод об изменении допустимых вкладов в концентрации и квот выбросов.
- формируется вывод об изменении значения индекса загрязнения атмосферы (ИЗА).
Работа Инситута по оценке эффективности воздухоохранных мероприятий.
Моделировапние полей приземных концентраций с учетом мероприятий Программы повышения экологической эффективности
Одновременно с данным подходом Институтом разработана Методика оценки эффективности воздухоохранных мероприятий, включенных в комплексные планы по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Данная методика предназначена для определения величины улучшения качества атмосферного воздуха, достигнутого в результате реализации воздухоохрнных мероприятий, в соответствии со следующими критериями:
- снижение суммарного выброса территории в течение определенного времени;
- снижение уровней загрязнения атмосферы в конкретной точке (точках);
- снижение индекса загрязнения атмосферы;
- снижение площадей, на которых возможны превышения нормативов качества атмосферного воздуха;
- снижение количества населения, проживающего в зонах возможного превышения нормативов качества атмосферного воздуха;
- снижение количества особо охраняемых объектов, находящихся в зонах возможного превышения нормативов качества атмосферного воздуха.